e-Theory.narod.ruЭкономическая теорияЭкономическая теория

Часть 5. Основные черты рыночной экономики.

5.1. Законы спроса и предложения. Равновесная цена.
5.2. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.

5.1. Законы спроса и предложения. Равновесная цена.

   Эффективность экономики рыночного типа во многом определяется способностью рыночной системы к саморегулированию.
Рыночное саморегулирование - это автоматическое взаимодействие спроса и предложения, конкуренция на формирование цен, объемов производства и продаж, уровень потребления, эффективность производства, качества работы.
   Результатом такого саморегулирования рыночной экономики является её равновесное состояние, которое обеспечивает балансом двух противоположных сил: спроса и предложения, с одной стороны и рыночных цен с другой.
Спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
Предложение - это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы или производители за определенный промежуток времени, при всех возможных ценах на этот товар.
Равновесная (рыночная) цена - это цена, устанавливаемая на товар в результате взаимодействия спроса и предложения.
   Поведение покупателей определяет объем спроса на товар, ведущая роль, в формировании которой принадлежит цене. Обратная зависимость между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести, носит название закона спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара и наоборот. Изменение количества товара, которое покупатели могут приобрести, от изменения цены этого товара называется изменением величины спроса. Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов кроме цены, называется изменением спроса.
   К внеценовым факторам относятся качество продукции, изменение вкусов, изменение доходов населения.
Прямая связь между ценой товара и объемом товарного предложения, при прочих равных условиях, носит название закона предложения
   Суть этого закон состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого товара тем выше, чем выше цена товара.
Объем предложения -это то количество товаров, которое продавец в определенный период времени поставляет на рынок при данном уровне цен.
   Кроме цены на предложение оказывают влияние и другие факторы: государственное вмешательство, изменение издержек, изменение численности производителей, форс-мажорные обстоятельства. В этом случае говорят об изменение предложения.
   На рынке происходит непрерывное соприкосновение интересов продавцов и покупателей. Если при этом они не изменяют своего экономического поведения, значит имеет место ситуация рыночного равновесия. Такая ситуация предполагает, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести по данной цене, постепенно совпадает с количеством товара которое продавцы готовы и могут предложить по этой же цене. Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление.

5.2. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения

   Для углубления понимания процесса приспособления рынка к изменению спроса и предложения исследуем понятие эластичность.
Эластичностью называется мера реакции одной величины на изменение другой
   Эластичность отражает зависимость между спросом и ценами и предложением и ценами, она характеризует быстроту реакции спроса или предложения и изменение цен. Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении цены. Эластичность спроса по цене определяется формулой:

EP=%dQ/%dP

где %dQ - процентное изменение объема спроса, %dP - процентное изменение цены товара. Если изменение цены не влияет на объем спроса, в сторону как его увеличения, так и уменьшения, то спрос называется совершенно неэластичным (Ep=0).
   Спрос считается совершенно эластичным, если его объем равен нулю при более высоких ценах, чем данная и имеет предел при этой же или более низкой цене (Ep=бесконечность). Единичной эластичностью спроса в том случае, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1% (d). На эластичность спроса по цене могут оказывать влияние следующие факторы:
  • наличие товара заменителя
  • удельный вес товара в потребительском бюджете
  • степень насыщения потребностей
  • доступность товара
   Спрос белее эластичен как правило в долгосрочном периоде и менее эластичен в краткосрочном. Эластичность предложения по цене показывает насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Формула расчета эластичности предложения имеет следующий вид:

ES=%QS*%P

   Важнейшим фактором влияющим на эластичность предложения является время. Для объяснения этого выделяют три временных периода:
  • мгновенный
  • кратковременный
  • долгосрочный
   В мгновенном периоде производитель не в состоянии среагировать на изменение цены и предложение, поэтому, совершенно не эластично (ES0). В краткосрочном периоде возможно изменение объема производства до определенного предела. В целом же предложение не эластично (ES<1). В долгосрочном периоде предложение может быть эластичным, так как производитель в состоянии среагировать на изменение цены (ES>1). Если же увеличение объема производства происходит без изменений со стороны установившейся цены, то говорят об абсолютно эластичном предложении (ES=бесконечность). Для оценки эластичности спроса может быть использована не только цена, но и другие переменные, например, доходы потребителей. Эластичность спроса по доходу это отношение изменения спроса на товар к изменению доходов покупателей. Следуя этому показателю, товары можно отнести к двум категориям:
  • нормальные
  • низкокачественные
Среди товаров нормального качества различают:
  • товары первой необходимости (0<E<1)
  • товары второй необходимости (E>1)
  • предметы роскоши
На низкокачественные товары спрос, как правило, уменьшается с увеличением дохода (E<0).

17 октября 2003

 
Сайт управляется системой uCoz
</div>