e-Theory.narod.ruЭкономическая теорияЭкономическая теория

Часть 4. Основные черты рыночной экономики.

4.1. Понятие и функции рынка.
4.2. Товар и его свойства, теория стоимости товара.
4.3. Происхождение, сущность и функции денег.
4.4. Цена и её функции.

4.1. Понятие и функции рынка.

   Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. В течение длительного времени человечество жило в условиях натурального хозяйства. По мере совершенствования орудий труда и технологий, люди стали получать больше продуктов, чем необходимо для удовлетворения собственных жизненных потребностей. Излишки продуктов стали обменивать на необходимые блага. Появляются зачатки рынка и рыночных отношений.
   Рынок - это механизм взаимодействия покупателей основанный на действии рыночных законов и принципов.
Рыночные отношения - это отношения, возникающие между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций.
   Появление рынка является закономерным историческим процессом, так как для этого были созданы все предпосылки, среди них:
  • разделение труда,
  • обособленность производителей,
  • независимое от других ведение своей деятельности,
  • свобода предпринимательства.
   Рыночная экономика не требует постановки целей и задач, субъект рынка решает свои корыстные экономические задачи, в конечном счете, действует в интересах всего общества. В своих действиях они направляются "невидимой рукой" (А. Смит) рынка, которая сводит эти эгоистические цели воедино. "Невидимая рука" - это действие объективных рыночных законов.

4.2. Товар и его свойства, теория стоимости товара.

   Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных её элементов, без которых немыслимо её функции, которые в совокупности составляют рыночную систему:
  • производители и потребители
  • экономическая обособленность
  • цены
  • спрос и предложение
  • конкуренция
   Кроме того, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура: банки, биржи, страховые общества. Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:
  • анализа - при выборе вариантов поведения предприниматели ориентируются на то, что принесет ему, прибыль или убыток, дополнительно произведенная единица продукта.
  • издержки альтернативного выбора - они выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отходом от других способов использования ресурсов или деятельности.
  • экономической рациональности - данный принцип основывается на составлении выгод и затрат.
   Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях, к важнейшим из которых можно отнести:
  • функцию регулирования общественного производства, устанавливающую на рынке спрос и предложение - показывает какие товары и в каком объеме нужны потребителю.
  • ценообразовательную функцию - цены на реализуемые товары устанавливаются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения (образуется равновесная цена)
  • информационную функцию
  • посредническую функцию
  • санирующую функцию
   По средствам санирования экономика очищается от слабых ненужных объектов. Позволяя в то же время появление новых предприятий. Рынок это сложная система, состоящая из множества отдельных частей называемых так же рынки. Выделяют следующие группы рынков:
  • рынок товаров и услуг (производственные и непроизводственные товары и транспортные услуги)
  • рынок факторов производства (рынок рабочей силы, рынок материалов, рынок энергетических ресурсов)
  • финансовый рынок (рынок капиталов, ценных бумаг, валютный, внутренний, национальный, международный, глобальный рынки)
Теория стоимости товара.
   Первоначально все необходимые блага человек производил для себя самостоятельно (вел натуральное хозяйство). По мере роста потребностей удовлетворять их таким способом становилось всё сложнее, стало выгодно специализироваться на производстве одного продукта, обменивая его на необходимые блага. Результатом этого закономерного процесса явилось появление товара и возникновение товарного права.
Товар - это тип организации общественного производства, при котором экономические отношения между людьми осуществляются через рынок, куплю-продажу их труда. И продукт натурального производства, и товар обладают полезностью, потребительской стоимостью, то есть способностью удовлетворять потребности людей.
   Товар обладает ещё одним свойством, как продут предназначенный для продажи - стоимостью. То есть способностью товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях. На протяжении длительного времени проблеме стоимости уделялось повышенное внимание. Экономисты искали ответ на вопрос: отчего зависит стоимость товара, что лежит в её основе?
   В экономической науке сложилось три основных подхода к определению стоимости товара.
   Первый подход основан на использовании трудовой теории стоимости. Представители этого направления полагали, что стоимость товара определятся затраченными на его изготовление трудом. Чем больше затрачено сил и энергии, тем выше будет стоимость товара, тем выше будет его цена. Два товара обмениваются друг на друга потому, что на их производство затрачено одинаковое количество труда. Трудовая теория стоимости была существенно дополнена Марксом, он показал, что труд товаропроизводителей носит двойственный характер. С одной стороны, это конкретный труд создающий полезность товара, придающий ему специфические характеристики, с другой стороны, этот труд есть затраты рабочего времени, физической и творческой энергии, именно этот абстрактный труд и может быть сравним. Источник стоимости искали в производстве и представители теории факторов производства. Они приравнивали стоимость и затраты предпринимателя на приобретение факторов производства, необходимых для производства товара. Поэтому цена должна включать издержки производства, окупать их и обеспечивать хотя бы минимальную прибыль.
   Второй подход основывается на использовании теории придельной полезности (морженальная теория), по мнению морженалистов стоимость есть субъективное суждение людей о ценности того или иного блага, а сама эта ценность определялась как предельная полезность этого блага для конкретных потребителей. Полезность последней единицы запаса, то есть предельная полезность и определяет величину стоимости данного товара.
   Третий подход был сформирован Альфредом Маршалом. По его мнению, стоимость товара определяется при взаимодействии рыночных сил лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности и предложения в виде издержек производства. Полезность товара определяет предлагаемое количество.

4.3. Происхождение, сущность и функции денег.

   Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного потребления. Где связи производители между собой осуществляются через обмен одного товара на другой. Посредником в таком обмене и выступаю деньги.
Деньги - это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, кроме того, деньги это самое ликвидное средство обмена, то есть товар способный обмениваться на любые продукты человеческого труда.
   В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека, все устремления людей в экономической сфере направлены на получение как можно большего их количества, при этом мы получаем от их использования удовлетворение. Обменивая на другие блага, отдавая их.
   Первоначально роль денег выполняли самые разнообразные товары (меха, скот и так далее). Дальнейшее развитие товарных отношений привело к тому, что роль денег стали исполнять драгоценные металлы (золото, серебро). Массовое использование бумажных денег началось в 18 веке. Существуют две основные концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная.
   Согласно рационалистической концепции деньги это результат соглашения между людьми. Эволюционная концепция объясняет происхождение денег как продукт развития товарного производства и процесса обмена. В современной экономике деньги выполняют пять функций:
  • мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров)
  • средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением)
  • средство накопления
  • средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу)
  • мировые деньги (под словом мировые деньги в современном мире понимается множество их разновидностей, различающихся денежным материалом, способами обращения и учета возможности превращаться из одних форм в другие)
   Денежный оборот складывается из наличных и безналичных денег. К наличным относятся монеты и банкноты, к безналичным средствам на расчетных счетах в банках, депозитные сертификаты, чеки. Безналичные деньги не являются платежным средством (официально). Но при необходимости могут превратиться в наличные, так как обладают ликвидностью (способные превращаться из безналичных в наличные). Различные виды денег имеют разную ликвидность. Присоединением к наиболее ликвидным средствам менее ликвидных, получают соответствующие показатели - агрегаты (М0, М123). М0 - наличные деньги, М10+ средства на расчетных счетах, M2=M1+срочные депозиты в банках, M3=M2+депозитные сертификаты и государственные ценные бумаги.
   Сумма всех агрегатов называется совокупной денежной массой. Масса денег находящаяся в обращении подчиняется закону денежного обращения, согласно которому, количество денег необходимых для обращения определяется формулой:

M*V=P*Q

где M - денежная масса, V - скорость обращения, P - уровень товарных цен, Q - количество обращающихся товаров. Эта выражение называется уравнением Фишера. Выпуск денежных знаков (эмиссия) сверх потребностей оборота ведет к их обесцениванию (инфляции) Если же денег не хватает, то в стране будет наблюдаться экономический кризис перепроизводства.

4.4. Цена и её функции.

   Обмен товарами может осуществляться только как обмен эквивалентами. Это означает, что в основе обмена товаров лежит величина их стоимости, которая и определяется либо меновые пропорции натурального обмена, либо количество денег измеряющее стоимость товара, или его цену.
   Из сферы производства товары попадают в сферу обращения, где начинают действовать рыночные факторы, они вызывают отклонение цены вверх или вниз - устанавливается рыночная цена. В свою очередь рыночная цена воздействует на спрос и предложение товара, а значит на поведение покупателей и продавцов.
   Однако цены регулируют не только индивидуальные покупки и продажи товаров, но и экономические процессы в целом. В данном случае все цены, взятые вместе, действуют как единый ценовой механизм. В ценовом механизме различают две части:
  • сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения
  • ценообразование, как способ установления формирования новых цен и изменению действующих
   К установлению цен имеется два подхода: рыночный и затратный (производственный). При рыночном подходе, факторами, воздействующими на формирование цены, являются спрос и предложение товара - конъюнктура рынка. При затратном подходе в основу установления цены кладутся издержки производства. Под понятием цена понимается множество разновидностей цен, взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен образуют систему цен. Система цен состоит как из отдельных цен, так и из ценовых групп.
   По степени и способу урегулирования цены разделяются на следующие группы:
  • жесткофиксированные (назначаемые)
  • регулируемые (изменяемые)
  • договорные цены
  • свободные (рыночные)
По виду торговли и характеру реализуемого товара цены делятся на:
  • оптовые
  • розничные
  • закупочные
  • тарифы
По времени действия выделяют:
  • твердые
  • текущие
  • сезонные
  • скользящие
Экономическая сущность цен проявляется через их функции:
  • учетная функция
  • распределительная
  • балансирования спроса и предложения
  • стимулирующая
   Учетная функция отражает объективно необходимые затраты на выпуск и реализацию той или иной продукции. Распределительная функция состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, социальными группами населения. Функция балансирования спроса и предложения осуществляет связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение развития научно-технического прогресса, улучшение качества продукции, увеличение его выпуска.

10 октября 2003

 
Сайт управляется системой uCoz
</div>